Два дня в Ясной Поляне: американец, засеки, охота.

Добавлено:
sdr

«А что, если каждый встречный мой друг? Просто он сам еще не знает об этом». Эта мысль — мой главный лайфхак в путешествии.
Каждый раз перед любой поездкой у меня начинается мандраж, а в голове куча вопросов от «все ли я взяла» до «на кой фиг я туда прусь?!» Лучше бы осталась дома, где тихо и уютно, посмотрела бы кино или книгу почитала. А мне в лес надо переться, клещей кормить!

sdr
Дом, где жил Лев Николаевич Толстой

Кcтати, о клещах. Человек семь сказали про них, расписали в красках о том, какие могут быть последствия и сколько надо пить антибиотики, если укусит заражённый клещ. Поэтому выход в лесные массивы Ясной Поляны стал настоящим подвигом: я чувствовала себя смертницей, идущей по минному полю. Уверенность придавали четверть вылитого баллончика против этих насекомых и слова местного лесника о том, что «в этом лесу я ни одного клеща не видел».

Почему мы всегда настраиваем себя на самое худшее? Ведь гораздо продуктивнее думать о лучшем! Я вам отвечаю – моя мантра про встречных друзей работает!

А как иначе объяснить милый разговор с мужчиной в экспрессе, добрых бабулечек на остановке, которые подсказали, на какой троллейбус лучше сесть и, казалось бы, злобного маршруточника, который вовремя меня высадил в Ясной? Ну, а про волонтеров я вам дальше расскажу.

Как мне вообще пришла идея стать волонтёром?
В имении Толстого я была пару лет назад с экскурсией.
Не люблю экскурсии. Главное в них – это движение, смена мест и жесткая привязка ко времени. Я не успеваю почувствовать место, мне надо не спеша прогуляться и погрузиться в атмосферу. В общем, уезжая тогда на огромном экскурсионном автобусе, я точно знала, что вернусь.

И вот, в группе Гудсерфинг увидела объявление о наборе добровольцев на выходные. Отправила заявку, получила одобрение, посмотрела билеты на экспресс до Тулы (всего 2,5 часа хода) и расслабилась. Но случилось страшное: буквально за один день 523 места раскупили! Массовый исход московских дачников в Тулу почти испортил мои планы.

О ДОРОГЕ
Тем не менее до оружейной столицы я добралась и пока ехала в троллейбусе успела узнать, что на Советской по понедельникам скидка 10%, что Оксанка не прошла медкомиссию и ее перевели на меньшую зарплату, что 10 лет тяжело жить без желчного, и что полипы надо каждый раз проверять.
Говорливая кондукторша, очки которой дужками цеплялись за виски, а стекла висели под подбородком, не успела рассказать историю о своих болезнях знакомой, потому как той надо было выходить, и продолжила рассказ совершенно незнакомому мужчине. Я же была невольной слушательницей, пока за окном сменялись новостройки, хрущевки и старые деревянные домики туляков.

О ПРОЖИВАНИИ

По приезду я заселилась в гостиницу, недалеко от усадьбы Толстого. Странная, затерявшаяся в лесу хрущевка, от которой веяло совком. Открывается дверь номера, а там девочка с картин Боттичелли: «Привет! Слава Богу, что ты молодая! А то со старушками не хочется жить».

С Леной мы сразу же пошли искать дом Толстого. Несколько раз сворачивали не туда, отвлекаясь на разговоры: как отпугнуть злых собак, сколько шедевров русского искусства хранится в провинциальных музеях, почему так развита коррупция, за что мы любим Дудя, как финны празднуют новый год и почему круто жить в Питере. В общем, с Леной мы обсудили абсолютно все на свете. У меня было ощущение, что мы случайные попутчики в поезде – у нас есть общая точка на маршруте и мы скрашиваем друг другу путь к ней.

В 9 утра субботы мы сели в автобус до усадьбы. Всем желающим раздали бейджи, чтобы мы написали на них свои имена – это принцип ненасильственного общения. Среди 30 человек не оказалось таких, кто бы захотел скрыть свое имя.

— Добро пожаловать в добровольческий десант! – приветствовала нас сотрудница музея. – Большое спасибо, что решили помочь, у нас 400 га мемориального леса, который высаживал Лев Николаевич, и всего 4 лесника – рук не хватает.

О ВОЛОНТЕРАХ
Я считаю: все, что мы делаем – делаем для себя, особенно касательно волонтерства. Некоторые знакомые удивляются: как можно работать бесплатно?

Вообще не бесплатно! Две ночи в теплой гостинице с водопроводом, сытные обеды, которых хватило и на ужин с завтраком, свободный проход на территорию музея и самое главное – люди!

Столько интересных историй и совершенно непонятно, как все так собрались:
— были две девочки с завода в Новомосковске, которые работают по 12 часов и стараются провести драгоценные выходные максимально насыщенно и полезно,
— три женщины в шелковых платках и огромных брендовых очках, которые разговаривали как Рената Литвинова, но работали со всеми наравне,
— экскурсовод из Битцевского парка,
— девочка, которая волонтерила за границей в семьях,
и (барабанная дробь) американец из Чикаго.

Американ бой, он же Алекс – парень похожий на Иисуса. Меня буквально разрывало от любопытства: как он очутился в Тульской области и вообще понимает ли по-русски?

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ
В первый день мы успели выполнить 4 пункта из программы лесничего Дмитрия — очень светлый человек, волосы с сединой, а на лице ни единой морщины! Кожа, будто натянул! И тут я задумалась о том, чтобы уйти в лес на постоянку.

1. собирали большие ветки в траве и складывали в одну кучу,
2. в апреле был ураган, поэтому мы сортировали упавшее дерево,
3. что-то тоже связанное с ветками,
4. какой-то дряхлый дуб, с которым мы сначала сделали групповой снимок, а потом потрошили на ветки и ствол.

dav

На четвертом пункте мы оказались с Алексом рядом и я расстреляла его вопросами. Оказалось, что он 7 лет прожил в Тюмени (!) учителем английского языка по обмену. По-русски он говорил без проблем.

— Почему русский язык? Он же в Америке не популярен, — спросила я.
— Именно поэтому. Не люблю делать то, что все делают.
— А что сказали родители, когда ты объявил, что уезжаешь в Сибирь?
— Они со мной попрощались, — ухмыльнулся Алекс. – Они думали, что там только снег и медведи.
— Мои познания немногим больше, — ответила я.

Еще я мучила его про стереотипы о русских, но мои вопросы были настолько избитыми, а он настолько к ним привык, что не сказал чего-то особенного. Хотя…
— У тебя есть любимый русский писатель?
Он кивнул.
— Кто? – не унималась я.
— Ну, Толстой же! – с недоумением посмотрел он на меня.
— Ты читаешь его в оригинале? – теперь удивилась я.
— Да, очень интересно!
— Правда? Просто у нас не все русские понимают, что он писал.
— Ага, у него сложные конструкции, я перечитываю одно предложение по 2-3 раза, чтобы понять смысл. Очень интересно.
Учимся считать возраст деревьев

А еще Алекс с рождения вегетарианец! Это выяснилось во время обеда.
Если вы не в курсе, то неотделимый ингредиент походной жизни – тушенка. Ее кладут абсолютно во все: макароны, рис, суп. Все с тушенкой!
Я почти год не ем мяса и готова была питаться лесным воздухом, но меня спасла Лена…

КАК МЫ ПИТАЛИСЬ

Обожаю, когда набирают добровольцев среди добровольцев. Моя соседка Лена вызвалась помогать на кухне и я попросила ее отложить мне еду без тушенки.
Приходим основной массой на стоянку и понимаем, что пока шли мимо могилы Толстого и яблоневого сада, успели потерять трех женщин в лесу. Они там одни, голодные, а никто не помнит, как их зовут. Через сложную комбинацию действий мы раздобыли их номера и узнали, что они в местном ресторане. Что ж, а у нас костер и тушенка.

dav
Готовим обед

— Так, есть еще кто-нибудь, кто не ест мяса? – громогласно спросила Лена, когда подозвала меня к раздаче еды.
И среди уставших и притивших волонтеров с разных сторон раздалось: — Я!!!
— Ничего себе! – удивилась Лена. – Тогда, вегетарианцы, в очередь!

В общем, нас оказалось 5 человек и я поговорила с каждым))) Все отказались от мяса не из любви к животным, а из желания быть здоровыми. И каждый радовался, что он встретил единомышленников. И да, нас все время кормили первыми.

Это были одни из самых вкусных трапез! Лес и костер придают особый аромат.

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Работать мы закончили в 14 часов, а дальше можно было пойти в музей на экскурсию или погулять по территории. Но экскурсовод из Битцевского парка стал агитировать за поездку в Тульские засеки. Кто-то согласился, не дослушав, а кого-то надо было уговаривать.

Девочки с завода обсуждали между собой, стоит ли ехать. Для меня их решение имело значение: мест в машинах на всех не хватало. В итоге исход спора решили старые-добрые «камень-ножницы-бумага» и мы-таки поехали.

Что такое засеки? В древности на пограничных территориях специально выращивали лес, который при набегах кочевников валили. Таким образом, организовывали заслон из деревьев, который степная конница не могла преодолеть. И под Тулой эти леса еще остались!!!

Ну, так говорил агитатор. А по факту, это оказался такой же лес, в котором мы собирали ветки, только был огромный ров и поляны черемши. Это какая-то чесночная трава – пахнет как чеснок, на вкус как чеснок, но все же это трава с белыми соцветиями.

dav
Поляна с черемшой

На самом деле засеки были просто поводом устроить пикник среди тучи комаров и поделиться своими запасами еды, чтобы потом пойти на охоту.

ОХОТА В ТУЛЬСКИХ ЗАСЕКАХ

15 волонтеров шли длинной цепочкой почти в полной тишине: никто не разговаривал, только ветки хрустели под ногами. Впереди взметнулась вверх рука биолога Владимира и цепочка остановилась.

Вокруг деревья, под ногами не тронутая зелень и слышен лишь непонятный звук. В голове всплывают кадры из фильмов про Юрский период: мы будто стоим в джунглях и слышим крик новорожденных динозавров. Становится не по себе.
– Они чуют наше приближение и таким образом отпугивают нас, — прошелестел Владимир. – Они не пустят нас, придется уходить.

В цепочке раздается вздох сожаления. Но вместо того, чтобы развернуться, Владимир решает зайти с другой стороны. Когда крик становится истошным, мы останавливаемся. А потом продолжаем движение. Все молчат и только телефон в кармане не устает вибрировать от уведомлений. В лесу связь лучше, чем в гостинице!

dav
Ведется охота

И вот среди зеленой заросли перед нами появляется голый пятачок, посреди которого стоит высокое дерево. Мы задираем головы, и видим прямо на небе 5 гнезд. Над ними парят цапли. У бывалых фотоохотников припасены бинокли. Кто-то один замечает птицу на ветке, указывает остальным и бинокли идут по рукам.
Тот еще квест «попасть» в цаплю, когда она сидит среди веток и листвы. Фото получались пиксельными, пока девочки не догадались делать снимки через бинокль.

dav
Ищем цаплю

Когда голова уже стала отваливаться, я посмотрела под ноги и удивилась, что зелень вокруг имеет причудливый окрас: все было в белую крапинку. О разновидности трав мне не удалось поразмышлять, потому что Лена громко вскрикнула, а Владимир шепотом прокричал:

— В укрытие! – и все побежали в заросли. – Им не нравится, что мы здесь, это было предупреждение. Если не уйдем, они нас всех обкакают!

Цепочка снова стала выстраиваться, и лишь самые отчаянные продолжали фотографировать цапель, гнезда и скорлупу от яиц у основания дерева.

Уже засыпая в гостинице, я все еще слышала, как моя соседка Лена голосом Николая Дроздова, не унимаясь говорила: «Обратите внимание, как журавли гнездятся на дереве».
— Это были цапли, — сквозь сон поправляла я ее.

ВТОРОЙ ДЕНЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

— Вы все-таки пришли? – удивленно встретил нас в своей сторожке лесник Дмитрий.
— Ну да, — бодро ответили волонтеры. – Что мы сегодня будем делать?
— Макароны есть, — сказал Дмитрий, собирая котелки.
— А работать? – печально спросили волонтеры.
— А вы что, действительно хотите? – казалось, что он видит перед собой восьмое чудо света. – Ну ладно, пойдемте.

И повел нас Дмитрий смотреть лошадей. Шли мы вдоль поля, где обычно проводятся всякие турниры, а в далеке маячила парочка. Когда мы их догнали, увидели, что парень раздевается, а девушка уже загорает в купальнике.
— Кто-нибудь захватил бинокль? – громко спросила Ксюша. – Фотоохота продолжается!

sdr
Ищем поваленные деревья

Но на деле мы восхищались Генри Фордом и его великим изобретением. Конвейер — реально вещь!
Перед нами стояла задача: собрать разбросанные в округе ветки и скинуть их в овраг. Сделали по несколько цепочек и экономили силы на хождении туда-сюда, а заодно и общаться было удобнее. Оказалось, что пока я утром мучилась от бессонницы, можно было сгонять на Козлову засеку. Это ж.д. станция, которая сохранила свой дореволюционный вид! И я ее не увидела😭

sdr
Конвейер не только на заводе

Потом Владимир повел нас смотреть березовую скамейку Льва Николаевича, на которой Прокудин-Горский сделал знаменитую цветную фотографию писателя. Я так и не смогла вспомнить, видела ли я ее в прошлый свой приезд, но этот точно запомню!

Мы сделали общее фото в лучших традициях групповых снимков царской России – наши девочки в одинаковой заводской форме легли на землю и для эффектности похвастались своей растяжкой. Все хохотали до слез.

И тут у меня случился ИНСАЙТ:
Мы запоминаем не сами вещи или события! Мы запоминаем эмоции, которые от них испытываем.

Посидев на скамейке Толстого, мы пошли его дорогой до источника и купальни. Река, берёзовая роща, следы кабанчика в грязи и какахи лисы сопровождали нас.
Ощущение невероятное! Прошло больше века, а ты все еще можешь почувствовать себя великим старцем эпохи.

dav
Купальня Толстого

После мы пообедали макаронами и побежали праздновать Троицу. Местные детские коллективы в национальных рубашках и юбках пели народные песни и водили хороводы. Давно вы танцевали вокруг дерева с девушками в огромных березовых венках под баян и хоровое пение?

ЧТО ТАКОЕ ВОЛОНТЕРСТВО?

— Мне просто захотелось пойти в поход. Пришлось долго искать попутчиков, чтобы проводник обошелся дешевле. В несезон в Непале мало туристов. Но ничего, в последний день нашла иностранцев, которые помогли подобрать снарягу для восхождения, — спокойно рассказывала мне Ксюша о своем первом (!) в жизни походе.
Да, а еще она свободно говорит на китайском.

Вот за это я люблю волонтерство – никогда не знаешь, с кем познакомишься! И каждый человек расширяет твои границы и сметает стереотипы о том, что возможно, а что нет.

Для меня волонтерство — это история про супергероев в реальном мире. У каждого есть своя обычная жизнь с проблемами и бытовыми делами, но приходит момент, когда ты достаешь свой плащ добра, включаешь суперспособность помогать и открываешься окружающим.

Одно лишь знание, что вокруг есть такие люди, делает меня добрее и спокойнее в нашем бурлящем мире. Герои среди нас!

Если вдруг в вашем шкафу висит такой плащ, то вы можете надеть его и полететь в лес Льва Николаевича Толстого, который он посадил в Ясной Поляне. С весны до осени Добровольческий десант вас ждет.

sdr
Троица с хороводами, венками и песнями