Галопом по Забайкалью или чем обернулось мое волонтерство в Баргузинском заповеднике

Добавлено:
Я давно вынашивала идею посетить Байкал. В голове не укладывается, как можно быть русским и не побывать на Байкале. Но просто бесцельно путешествовать мне не хотелось. Поэтому нужно было придумать миссию. Прочесав несколько предложений по экспедициям и голову, я все же решилась отправиться волонтером в Забайкальский Национальный парк. Четко для себя решила, что никакого поезда-путешествовать люблю, но хотя бы раз в день я требую хорошего полива из душа.

Как всегда покупала билет и все организовывала заранее, то биш за сутки. Посмотрела карту—пункт назначения был в 200км от Улан-Удэ—ближайшего аэропорта.Но до этого самого аэропорта был ну уж очень дорогой билет для человека, который летит работать за спасибо. Поэтому я взяла билет до Читы-логика Российских сообщений: чем дальше в глушь, тем дешевле, аж на целых 5 тыщ рублей.

В общем, с утра следующего дня я была в аэропорту Читы, который мне показался чуть больше дома культуры в Лыткарино. Я все рассчитала: до Улан-Удэ около 500км. По моему опыту даже при самом медленном раскладе я должна была быть там к 22.00-23.00 часам. Там меня ждала девочка с каучсерфинга, так что это было самое подходящее время, позже уже нельзя-не люблю напрягать людей поздними визитами.
Но, оказалось, мой опыт тут не сработал. Добралась до центра, поняла, что вообще зря это сделала, в центре смотреть нечего, равно как и в периферии. Разве что горы вдали вызывают восхищение. Пару раз спросила у прохожих где трасса на Улан-Удэ, не услышала ничего вразумительного, кроме совета снять цепочку и держать подальше телефон. А лучше вообще ехать отсюда пока не поздно. Нормальным транспортом. Признаться, часок я медлила. Расхаживала по городу, уже было пошла на поезд, да все же махнула рукой и села в автобус до какой-то деревни, которая вроде бы стоит на пути в Улан-Удэ. Ожидала федеральной трассы с каким-никаким потоком, а в результате высадили на пустыре рядом с проселочной дорогой без полос… вот они-первые впечатления невидавшего виды москвича!!! Но это, как потом оказалось, был самый лучший кусок трассы, недавно положили. Поток был — машина в час, легковых совсем не было, в общем, всю дорогу я ехала на фурах по гребенке. Это значит, что скорость не превышала 5 км/ч. А это в свою очередь значило, что мой план добраться к вечеру до вписки медленно, но отчетливо растворялся в закате. Дальнобой, с которым я ехала, не доехав 200 км до пункта назначения, решил встать на стоянку. А у меня не было выхода, я пошла стопить дальше.
Смеркалось. Проблема была в том, что все дальнобойщики примерно в 22.00 ложатся спать, а с таким движением как на трассе «Сибирь», действительно на ночь можно завязнуть, что и правда опасно. Но тогда я этого не знала. Поэтому и доехала. С Шумахером из Иркутска, который делал по сибирским ямам 200 в час. В общем, приехала я вовремя, спасибо ему большое.
Тамаре и ее парню спасибо огромное-очень клевые хосты, на следующий день гуляли по городу, смотались в дацан на лысую гору. Город маленький, но очень милый и колоритный.
IMG_1997-03-12-18-06-09[1]
Буряты-добрый и гостеприимный степной народ со своим интересным образом мышления. К тому же, буддизм делает этот народ еще более любопытным для изучения и погружения. Поэтому я и отправилась в этнографический музей Бурятии. Тут же всплыли катинки из учебника по истории: гунны, монголо-татары…
В музее очень красивые инсталляции и даже есть собственный зоопарк.
Советую посетить.
Иволгинский дацан-не менее любопытная достопримечательность, до которой примерно час езды от Улан-Удэ. Вообще, буддизм-одна сплошная радуга красок.
IMG_1998-03-12-18-06-09
IMG_2010-03-12-18-06-09
IMG_2008-03-12-18-06-06 (1)
IMG_2009-03-12-18-06-09
Уже вечерело, и я решила взять курс на Усть-Баргузин. Только вышла на трассу, как сразу остановился веселый парень, с которым мы всю дорогу болтали, смеялись. Он мне доказывал, что глубина Байкала 11 тысяч метров и кормил шоколадками, мороженками.
Дорога в 200 км предолелась за 5-6 часов, она на стадии активного ремонта, и асфальт кое где снят полностью, пылища, гребенка-такое положение вещей по всему забайкальскому региону, вот разве что до Усть-Баргузина только-только кладут новый асфальт.
Довез водитель меня прям до базы, постучался, убедился, что точно привез куда нужно.
Встретили, разместили. Гостиница от нацпарка оказалась вполне себе ничего, если бы еще и  душ был-цены бы не было. Хороший ремонт, электричество, кухня-все к вашим услугам.
  На следующее утро меня привезли в офис Заповедного подлеморья (это объединение, включающее в себя Забайкальский нацпарк и Баргузинский заповедник), где меня и определили с должностью.
—  К сожалению пока нет вакансий на Ушканьих островах и на Чувыркуйском заливе. Предлагаем Вам пока осесть на кордоне в Монахово, а дальше посмотрим.
Ну что же, на тот момент я весьма расплывчато представляла себе что то, что другое, что третье, поэтому недолго думая согласилась перекочевать в поселок. Так началось мое волонтерство в Забайкальском парке. Которое, как потом оказалось, не продлилось и недели.
Сам населенный пункт находится на полуострове Святой Нос, который в палеолите был островом, но в дальнейшем волнами двух заливов(Баргузинского и Чувыркуйского) намыло косу-мягкую песочную каргу, по которой простирается дорога, связывающая полуостров с материком. По дороге сложно проехать на чем-либо кроме УАЗа  или полноприводного автомобиля.
 IMG_2011-03-12-18-06-12
IMG_2012-03-12-18-06-12
На самом деле, Монахово сложно назвать поселком. Постоянно проживающего населения там нет, есть палаточный городок с толпами дикарей, небольшой порт и кордон для более-менее цивилизованных туристов, который сгорел. Для его-то восстановления как раз и набирали волонтеров. Работа была разнообразная, но в основной своей массе скучная. Из-за этого женская половина волонтеров каждый день изобретала на кухне все новые и новые кулинарные шедевры. Да и сама природа настраивает на одиночество и спокойствие.
Помню, как первый раз увидела Байкал. Это было еще по пути в Усть, но уже тогда я почувствовала все величие этого бравого моря. Когда в нем купаешься, чувствуешь всю мощь этих тяжелых вод. Хранителем очага на кордоне был Кот. У него вообще было имя, но мне нравилось называть его кот. Он был обгоревший ветеран инцидента на кордоне. Мне кажется после этого у него немного повредилась психика, ибо поведение у него было совершенно не кошачье. Но я его любила.
IMG_2013-03-12-18-06-17
  Покашеварив дней пять на кордоне,я поняла, что не вынесу такого однообразия больше ни дня. Тут-то и подвернулась возможность поработать гидом-переводчиком в Баргузинской долине.
Предложил это мне местный владелец гестхауса, который параллельно возил туристов по популярным туристическим направлениям и у которого на тот момент не оказалось переводчика.
Туристами оказалась группа шаманистов из испаноязычных стран: Чили, Венесуэлы, Аргентины и конечно же Испании. Они отправлялись в двухдневный тур по Баргузинской долине с посещением шаманского обряда. Ни для кого не секрет, что Бурятия-родина шаманизма, поэтому пользуется этот район большой популярностью среди любителей этого культа. В мои задачи входило переводить экскурсию и приготовить ужин в пансионате, где предусматривалась ночевка. Всего было 11 человек+ я и два водителя.
Продукты были собраны, рано утром мы тронулись. Было забавно видеть абсолютно незнакомых людей, мило щебечущих и хохочущих, как давние друзья. Пару раз они сваливались с сидений из-за качества дорог в баргузинской долине, точнее из-за их отсутствия, но от этого только прибавлялось смеха и радости. Тем временем мы проезжали восхитительные места: Баргузин-город ссыльных, польских евреев, в котором провел пол жизни Михаил Кюхельбеккер-друг Пушкина. С этого города  и начинаются восхитительные виды Баргузинской долины.
По преданиям, древний народ баргуты был родственным племенем Чингисхана-его мать происходила отсюда. Из-за этого баргуты пользовались привелегиями, могли жениться на монгольских женщинах, и даже существует легенда о захоронении матери и самого Чингисхана здесь, в долине. О присутствии баргутов в долине свидетельствуют охровые петроглифы на скалах.
 Здесь я впервые услышала, как поет ветер. Баргузин-родина восточного ветра, который сдувает с ног и ворочает камни. Творчество ветра ярко представлено неподалеку от деревни Суво-причудливые формы камней на взгорье Хивинского хребта.
IMG_2014-03-12-18-06-17
Дальше-красивее: сад камней, песчаные дюны
21830_900
22136_900
 Все эти места я безусловно советую к посещению, они располагают к самопознанию, умиротворению, раздумьям. С этими степями по величию могут сравниться только горы. Куда мы и прибыли в конце дня. Ущелье Алла(Алло), в переводе с эвенкского «Рыба», неподалеку от села Курумкан.
 IMG_2015-03-12-18-06-17
Шаман
Шаманский тур-самый запоминающийся в моей жизни. Узнать культуру настоящих коренных бурятов-вот цель, которую я преследовала. И мне это с успехом удалось. Шаманы мало говорят, мало улыбаются, но если улыбаются, это безумно лучезарно. Юрта шамана внутри таинственна и своеобразна. Множество приспособлений, тотемных вещиц, оберегов. Например,поскольку  медведь-священное животное в шаманизме, кора дерева, об которую потерся медведь обладает магическими свойствами. Обряды, проводимые ими очень необычны. Меня например побили медвежьей лапой. Брр…
Так же в курумкане есть школа, в которой дети изготовляют шаманские поделки и обереги. Испанцы скупили все, что только можно, и даже то, что нельзя. Причем платили огромные по меркам курумкана деньги. Например панно с волком из ткани купили за 4 тыс р.
Хотя были моменты, которые совсем испанцам не понравились. Например на шаманском обряде очищения, женщин в юрту вообще не пустили-таков обычай. Тут латинские феминистки было уже хотели пешком домой уйти. Понадобился час, чтобы всех примирить. А кто-то даже осмелился раскаленное железо лизнуть (шаман лижет раскаленное железо, дабы очиститься от злых духов).
Баргузинская долина-одно из самых живописных мест в Забайкалье. Непременно советую посетить.
Что еще необходимо сделать в Забайкалье:
-Обязательно советую прокатиться по Чивыркуйскому заливу на пароме и посетить Змеиную бухту с её серо-водородными источниками. Ощущения незабываемые, только сидеть в кратере можно не более 10 минут, иначе вывариваются кости.
-Попробовать фирменную уху из омуля.
-Взобраться на самую высшую точку полуострова Святой Нос по тропе испытаний. Только не в одиночку ни в коем случае, на тропе встречаются медведи и лоси, а так же заблудиться на ней раз плюнуть. Несмотря на сравнительно небольшую высоту 1878м, восхождение непростое, но оно того стоит.