По дорогам Хамар Дабана.
На склонах Хамар Дабана удивительно всё: горы, реки, озёра, водопады, камни, корни, туман, который лежит на деревьях. Каждое растение, каждый цветок, каждая травинка. Бабочки. Любопытные бурундуки. Запах молодых кедровых иголочек. Черемша. Рододендрон («свежеотцветший», привет Руфина). Я мало фотографирую на камеру, но глаза фиксируют неповторимые кадры каждую минуту. Вот здесь, вот это, вот ещё, ещё.
Какое-то время Женя идёт рядом с нами. Он рассказывает потрясающе! Об этих местах, о Хамар Дабане, о совершенно различной природе двух разных берегов Байкала. Жалею, что не могу записать за Женей каждое слово. Какая бы книга получилась!
Мы с Митькой отстаём. Последние Женины слова, которые я слышу: «Но вся эта территория без человека — как музей без посетителя. Никакой ценности не имеет».
Потом какое-то время мы с сыном идём молча. Наши рюкзаки по-прежнему тяжёлые, до поляны, где мы разобьём наш лагерь — десять километров. Я думаю про Женины слова. Только человек может увидеть всю эту красоту и сказать: «Да, Хамар Дабан красив». Только человек может почувствовать все эти запахи и сказать: «Да, Хамар Дабан пахнет кедрами и цветами». Только человек может уловить движение ветра среди веток и сказать: «Да, Хамар Дабан живой, он дышит». Без человека всё это волшебное место — просто кусочек тайги, один из многих. («Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете»).
Только человек может всё это погубить. Разрушить, застроить турбазами, замусорить, уничтожить. Человек всё равно придёт сюда, люди везде рано или поздно приходят. Но каким будет тот человек, который придёт? Таким, как рабочий мраморного карьера, кто ежедневными взрывами дробит и уродует уникальный белый мрамор? Или таким как Женя, кто каждый год строит новые русла для горных ручейков и разбирает пирамиды камней, чтобы сохранить жизнь лишайникам и мхам?
Пока я думала обо всём этом, я заметила, как Митя с рюкзаком наклонился и что-то поднял с земли. Потом ещё раз. И ещё. Это повторялось много раз. Время от времени он молча что-то поднимал и складывал в карман. В какой-то момент мы оказались совсем рядом, и я увидела. Фантики от конфет. Мой сын молча убирал с тропы фантики от конфет.